Наши мероприятия

26 января был проведен мастер-классов для детей в ГКУ СРЦН Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга. Направление : арт-терапия по мотивам произведения А.С.Пушкина «Золотая рыбка». Всего в мероприятии приняло участие 10 детей.

15 марта проведен мастер-класс по тематике "К празднику Пасхи". Ребята сами придумывали и делали композицию из переводных картинок, а потом аккуратно наклеивали на стаканы. Также ребята получили наборы для творчества, билеты в Екатеринбургский цирк в количестве 15 штук.

В рамках мероприятия «Проведение групповых социально-профилактических занятий, направленных на повышение коммуникативной и правовой культуры несовершеннолетних», 15 февраля для учащихся в общеобразовательном учреждении лицее №88 г.Екатеринбурга проведена лекция на тему «Конфликты. Пути выхода» , всего в мероприятии приняло участие 50 несовершеннолетних.

13 марта для ребят проведена лекция-презентация на тему: «Я выбираю жизнь!». Ребята активно участвовали, отвечали на сложные вопросы, активно дискутировали. Всего приняло участие 58 учащихся.

23 марта психологами Фонда был организован мастер-класс «Роспись стаканов» для ребят, обучающихся в специальной общеобразовательной школы закрытого типа №124 г.Екатеринбурга. В мероприятии совместно со специалистами приняли участие и волонтеры. Всего в мероприятии приняло участие 28 человек.

Несовершеннолетние получили возможность посещения Музея истории Екатеринбурга - 20 учащихся, театр Оперы и балета - 26 учащихся.

23 марта организован мастер-класс для детей в ГАУ ЦСПСи Д «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга . Ребята увлеченно и старательно разрисовывали трафареты, осваивая технику витражной росписи. Всего в мероприятии приняло участие 23 человека. Подростки получили наборы для творчества и информационные буклеты. Также продолжается прием специалистов - юристов и психологов.

03  апреля Подростковый клуб в ГАУ СЦПСиД Чкаловского района гЕкатеринбурга. Проведена беседа по теме «Мое поведение в обществе», а также проведен мастер-класс «Оригами». В занятиях участвовали ребята 14-15 лет, состоящие на учете и находящиеся в трудной жизненной ситуации.

12 апреля - Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением» Беседа юриста и интерактивная игра с воспитанниками на тему: «Ответственность и ее значение. Ответственность за исход конфликта» (45 чел.)

24 апреля в МАОУ СОШ № 113 прошла встреча с 97 родителями. Тема : "Психологические особенности подросткового возраста. Ответственность родителей".

26 апреля в МАОУ СОШ № 178 прошла встреча с родителями на тему: "На защите прав детей. Куда обращаться за помощью" , участие приняли 60 родителя.

12 апреля в Специальной школе закрытого типа № 124 проведена игра с несовершеннолетними "Позитивиум", направленная на повышение уровня коммуникативной культуры, участие приняли 45 воспитанников.

16 апреля в ГКОУ СО "Екатеринбуржская школа -интернат № 10" прошло выступление юриста по теме "Правонарушение и ответственность" Встреча сопровождалась видео-презентацией и правовой викториной. Участие приняли 60 подростков.

18 апреля к ГБОУ СО "Центре психолого-медико-социального сопровождения "Эхо" была организована правовая викторина "Правонарушение и ответственность", участие приняли 36 несовершеннолетних.

19 апреля в школе закрытого типа № 124 состоялась лекция - тренинг на тему "Конфликты. Пути их преодоления". Когда конфликт не управляем, это вредит взаимоотношениям, но когда участники ведут себя в нем вежливо и позитивно, конфликт предоставляет возможности для развития, и, в итоге, связь между обеими сторонами крепнет. Освоив навыки решения конфликтов, подростки смогут сделать свои личные взаимоотношения сильными и развивающимися. Участие приняли 43 воспитанника.

В МБУ СОШ 81, 8 июня, была организована викторина "Закон. Ответственность за нарушение закона", участие приняли 25 детей.

24 апреля и 21 мая на базе Центра образования № 224 прошли занятия со специалистом по теме "Обязан и имею право", "Правила построения коммуникации", ролевая игра "Задержание, арест - твои права", участие приняли 63 несовершеннолетних.

 

18 апреля - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» Видеопрезентация и викторина на тему: «Ответственность и ее значение. Виды ответственности.» (36 чел.)

19 апреля – ГЕОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12». Выступление юриста перед родителями на тему: «На защите прав детей», «Ответственность за правонарушения, совершаемые несовершеннолетними» (60 чел.)

23 апреля -  ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат "Эверест", реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы". Видео презентация и викторина на тему: «Ответственность и ее значение. Виды ответственности.» (30 чел.)

5 апреля в рамках мероприятия по безопасности, прошла встреча юриста фонда с воспитанниками "Екатеринбургской школы - интерната № 10 ". К рамках данного мероприятия дети смогли приобщиться к вопросам личной безопасности, обучились действиям в угрожающих здоровью и жизни ситуациям, практическим навыкам действий при возможности причинения насилия и жестокости. В мероприятии приняли участие 60 детей.

16 апреля в рамках мероприятия "Проведение групповых социально- профилактических занятий, направленных на повышение коммуникативной и правовой культуры несовершеннолетних", воспитанники школы - интерната № 10 приняли участие в видео презентации и викторине по теме: "Правонарушения и ответственность, ее значение". В мероприятии приняли участие 60 детей.

19 апреля специалисты Фонда приняли участие в заседаниях территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Орджоникидзевского и Чкаловского районов г. Екатеринбурга. На заседаниях были рассмотрены 87 персональных дел. На личный прием обратились 10 семей.

11 апреля была проведена очередная встреча с ребятами, посещающими Подростковый клуб. Встреча состоялась в ГАУ СЦПСиД Чкаловского района г. Екатеринбурга. С подростками проведена беседа психолога на тему "Подростковые отношения, решения конфликтов", также ребята приняли участие в мастер-классе «Картина из песка».

12 апреля в рамках мероприятия "Повышение уровня правовой грамотности и преодоление правового нигилизма несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом", состоялось посещение специальной школы закрытого типа № 124. Психологами Фонда проведен мастер-класс "Лепка из полимерной глины" и организована и проведена игра "Позитивиум". Ребята с удовольствием творили поделки, сначала по готовому макету. Потом, втянувшись в процесс творчества, сами стали активно придумывать что-то свое и лепить. Игра «Позитивиум» направлена на развитие коммуникативной культуры подростков, знаний об окружающем мире и самом себе. Юрист Фонда провел тренинг на тему "Ответственность и ее значение. Ответственность за исход конфликта". В мероприятии приняли участие 46 несовершеннолетних.

04 мая  - Посещение Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа. Беседа с детьми на тему: «Закон. Неотвратимость наказания за нарушение закона», Правовая викторина. С подростками провели мастер- класс на тему "Витражи"(90 чел.). Ребятам были переданы наборы для рисования, мелкий спортивный инвентарь, информационные буклеты и брошюры.

07 мая  – ГКУ «СРЦН Оржоникидзевского района г.Екатеринбурга». В рамках мероприятия по безопасности, проведена беседа с детьми по вопросам личной безопасности, а также проведение группового социально-профилактического занятия, направленного на повышение правовой культуры несовершеннолетних, презентация, викторина (20 чел.)

15 мая состоялась встреча специалистов Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чкаловского района г. Екатеринбурга и специалистов СООО "Детский правозащитный фонд "Шанс", где обсуждалось проведение совместных мероприятий, направленных на эффективную социальную, юридическую и психологическую помощь подросткам, имеющим конфликт с законом, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. Тема встречи "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В мероприятии приняли участие 15 специалистов.

В рамках работы «Центра помощи для детей и семей», оказания скорой социальной, юридической и психологической помощи психологи Фонда принимают участие в заседаниях ТКДН и ЗП Чкаловского и Орджоникидзевского районов г.Екатеринбурга. Мероприятия проводятся с целью оказания помощи в сопровождении несовершеннолетних, их адаптации и возвращения в социум. Участие в заседаниях комиссий проходило два раза в месяц: 17.01, 25.01, 14.02, 21.02, 28.02, 06.03, 14.03. На индивидуальный прием обратились 42 семьи и 18 несовершеннолетних. В рамках взаимодействия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, 28 февраля состоялась встреча специалистов ТКДН И ЗП Чкаловского района и специалистов ДПФ «Шанс», где обсуждалось проведение совместных мероприятий, направленных на эффективную социально юридическую и психологическую помощь. Всего приняло участие 8 специалистов.

В Подростковом клубе приняли участие 26 несовершеннолетних. Мероприятия подросткового клуба проходили с несовершеннолетними, состоящих на учете в ТКДН и ЗП г.Екатеринбурга.

Проводились мастер-классы, беседы со специалистами, тренинговые занятия, направленные на умение налаживать гармоничные отношения, на правильное улаживание конфликтных ситуаций, на развитие созидательной активности несовершеннолетних. Подростки , принявшие участие в данном мероприятии, посетили Екатеринбургский зоопарк и выставку «Галилео».

15 мая  в г. Каменск-Уральский состоялся семинар "Современные технологии воспитательно-профилактического и социального сопровождения подростков, вступивших в конфликт с законом". В семинаре приняли участие 58 специалистов г. Екатеринбурга и Свердловской области, представители некоммерческих организаций, общественных организаций, специалисты социальной сферы, субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (представители муниципальных управлений образования и методических служб, курирующие вопросы воспитания, профилактики, организации служб школьной медиации, руководители методических объединений, заместители директоров по воспитательной работе, директора, заместители директоров школ по воспитательной работе, специалисты, курирующие вопросы воспитания и профилактики девиантного поведения в образовательных организациях) из Синарского и Красногорского районов г. Каменск-Уральского. Президент Детского правозащитного фонда «Шанс» рассказала о деятельности Фонда в рамках осуществления социально значимого проекта «Не оступись!». В докладах психологов Детского правозащитного фонда «Шанс» были освещены вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, были обозначены основные психологические механизмы девиантного поведения детей и подростков, подходы и технологии профилактики и социального сопровождения несовершеннолетних в девиантным поведением. Участники семинара обсудили, какие современные технологии воспитательно-профилактического и социального сопровождения подростков наиболее эффективны. Также участники семинара обсудили содержательные аспекты профилактики суицидального поведения подростков, возможности функционирования школьной службы примирения и привлечение волонтеров-студентов с целью профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Участники семинара отметили, школа, обладающая высоким воспитательным потенциалом, является наиболее эффективным институтом в системе профилактики. Основой профилактики девиантного поведения подростков являются доверительные отношения взрослых и детей, педагогов и родителей, гуманистический уклад школьной жизни, деятельностные стратегии обучения, безопасная образовательная среда. Как показывает опыт работы Детского правозащитного фонда "Шанс", именно у подростков, которые не успевают в школе, не могут рассчитывать на поддержку в семье и не вписываются в среду неформального общения (аутсайдеры системы, среды и семьи) - дезадаптированных в трех сферах отношений, происходит специфическое формирование личности. Сочетание воображения и присущей этому возрасту отсутствием страха смерти придают суицидальным мыслям привлекательный оттенок избавления от гнетущего отчуждения со стороны культуры и цивилизации, которые их не принимают. Участники семинара обратилась с предложениями по созданию в образовательных организациях и социальных центрах необходимых условий для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: к руководителям учреждений дополнительного образования - о разработке и реализации программ дополнительного образования для обеспечения досуговой занятости несовершеннолетних. к руководителям учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений системы общего образования и профессиональному педагогическому сообществу: • о введении в содержание профессионального образования педагогов теоретических и методологических основ педагогической реабилитации несовершеннолетних обучения, освоение традиционных и инновационных технологий профилактикм девиантного поведения несовершеннолетних. • об использовании методов ранней диагностики девиантного поведения несовершеннолетних в целях предупреждения возникновения отклонений в их поведении. • об использовании в профилактике девиантного поведения современных технологий, методов и техник воспитательно-профилактического и социального сопровождения подростков, вступивших в конфликт с законом, а также подростков, склонных к суицидальному поведению.

25 июля  специалист Фонда принял участие в заседании ТКДН и ЗП Чкаловского района. В рамках мероприятия было рассмотрение персональных дел, рассмотрение вопросов о снятии/ постановке несовершеннолетних на учёт. Также состоялось заслушивание должностных лиц по вопросам: 1. Организация воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ОДН ОП № 12, ОДН ОП № 13, в загородных оздоровительных лагерях. 2. О состоянии преступности и профилактической работе среди несовершеннолетних по итогам работы ОДН ОП № 12, ОДН ОП № 13. 3. Контроль выполнения индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в СОП.

25 мая начальник ГУФСИН России по Свердловской области полковник внутренней службы Александр Федоров провел рабочую встречу с членами Общественного Совета, куда входит Президент Фонда Стребиж О.Ю. Разговор шел о расширении сотрудничества с общественными организациями, привлечении членов Общественного совета к реализации различных проектов. Участие приняли 25 Членов Общественного Совета при ГУФСИН России.

31 мая состоялось рабочая встреча 20 членов Общественной наблюдательной комиссии, а также представителей ГУФСИН России по Свердловской области - помощник начальника ГУФСИН по соблюдению прав человека в УИС полковник внутренней службы Георгий Губанков и начальник МСЧ-66 ФСИН России полковник внувнутренней службы Александр Паньков. Вел встречу председатель Общественной наблюдательной комиссии Владимир Попов. В своем вступительном слове Владимир Иванович выразил уверенность, что плодотворная совместная деятельность ГУФСИН и общественников по обеспечению прав граждан, содержащихся в исправительных учреждениях, будет продолжена. Проект стал надежной основой эффективной совместной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности, направленной на организацию межведомственного непрерывного социально- правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом.

23 мая на площадке МАОУ СОШ № 22 состоялось выступление специалиста фонда по теме "Безопасность детей в летний период", в мероприятии приняли участие 358 родителей. Родителям обучающихся были разъяснены их права и обязанности, в том числе права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, а также ответственность в случае невыполнения этих обязанностей. Некоторые ситуации были разобраны специалистом в индивидуальном порядке, назначены индивидуальные консультации.

30 мая  осуществилось посещение следственного изолятора для несовершеннолетних г. Кировграда, а 23 мая специалисты фонда посетили Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Специалисты провели беседы с арестованными и задержанными подростками. В ходе бесед выяснялось, есть ли у подростков жалобы на организацию питания, качество оказания медицинской помощи, обеспечение постельными принадлежностями, одеждой, привлечение подростков к труду, выявления фактов жесткого обращения со стороны сотрудников учреждений, фактов нарушения прав. Несовершеннолетние получили возможность задать вопросы юристам и психологам. С 5 подростками в Центре временного содержания был проведен мастер- класс "Витражная роспись". Сотрудники Фонда встретились с руководством учреждений и передали для воспитанников информационные буклеты и брошюры , выпущенные в рамках проекта, товрческие наборы и мелкий спортинвентарь.

11 июля специалист Фонда принял участие в Заседании ТКДН и ЗП Чкаловского района при рассмотрении персональных дел, были проведены индивидуальные консультации. (г. Екатеринбург, ул. Инженерная, 54) .

10 июля  в социальном центре «Каравелла» был организован мастер-класс по теме «Фрески», также для подростков выступил юрист по теме "Твои права". Ребенок—это деятель. Через действия он получает знания, набирает опыт, формирует свое отношение к происходящему. Личный опыт каждого уникален и интересен. В настоящее время актуальны такие формы работы с детьми как, например, мастер-классы, которые способствуют развитию у детей умение применять имеющиеся знания, планировать практические действия, осмысливать и оценивать результаты, как собственные, так и сверстников. На мастер-классе ребята познакомились со структурой и методикой проведения красочных картин из песка. Ребята получили массу впечатлении.

04 июля на базе ЦПСиД Чкаловского района г. Екатеринбурга перед ребятами проведена лекция по безопасному поведению в летний период. Далее проведен интересный мастер-класс по плетению различных браслетов на руку, резинок для волос и тд. из специальных разноцветных резиночек.

Состоялось посещение специалистами следующих учреждений - Кировоградской воспитательной колонии, где содержаться осужденные мальчики из Свердловской области (30 мая), школы закрытого типа № 124 (12 апреля), две поездки в Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1 (4.05, 19.06). Для подростков прошли выступления на темы: "Твои права и ответственность", "Где заканчивается шалость", "На защите твоих прав !". Подростки приняли участие в ролевых играх по типичным ситуациям нарушения прав детей. Темы ролевых игр: "Задержание, арест - твои права", "Куда обратиться за помощью, обжалование решений и постановлений", "Почему я здесь, что я могу сделать сам, чтобы не повторять ошибок", "Мои проблемы на свободе и пути решения". Несовершеннолетние приняли участие в беседе на тему «Типичные проблемы нарушения прав несовершеннолетних и наиболее результативные способы их восстановления», "Трудоустройство, собеседование". Разбирались вопросы по жилищному, семейному, уголовному, гражданскому законодательству. В мероприятии приняли участие 254 подростка.

29 августа на базе Реабилитационного центра  "Лювена",  cпециалисты СООО "Детского правозащитного Фонда "Шанс" провели мероприятие по безопасности . 
В рамках данного мероприятия дети:
- приобщаются к вопросам личной безопасности, 
- обучились действиям в угрожающих здоровью и жизни ситуациям,
- воспитывается у детей и юношества культура общения с незнакомым человеком,
- популяризация основ здорового и безопасного образа жизни,
- обучение детей и подростков практическим навыкам действий при возможности причинения насилия и жестокости.
Также подростки приняли участие в  мастер-классе "Оригами" и "Роспись". 

 

 

 

Путевка в детский сад. Что дальше?

Именно на основании врачебной комиссии ребенку подбирается учебное заведение. Некоторые дети могут пойти в обычный сад, другим же необходимо направление в специализированное дошкольное учреждение, например, детский сад для детей с нарушением зрения и т.п.

Когда проходить диспансеризацию?

Обойти всех врачей лучше за пару месяцев до предполагаемого начала посещения детского сада. Это позволит без суеты и спешки сдать анализы, пройти все необходимые исследования и получить консультации специалистов. Также небольшой запас времени придется на руку в том случае, если у малыша будут обнаружены какие-то проблемы со здоровьем, можно будет успеть его подлечить. В этот период можно доделать недостающие по календарю прививок вакцинации.

Начинаем диспансеризацию


Начинается диспансеризация с посещения педиатра. Доктор осматривает, взвешивает, измеряет рост, заводит карту и дает направления на консультации к специалистам и на анализы.

О прививках

В три года, если по медицинским показаниям нет медотвода, ребенку должны быть сделаны следующие прививки:
– 3 вакцинации АКДС + 1-ая ревакцинация АКДС;
– 3 вакцинации полиомиелита + 1-ая ревакцинация;
– БЦЖ;
– первая вакцинация против кори, паротита, краснухи;
– 3 вакцинации от гепатита В.

Каких специалистов ребенку нужно пройти перед детским садом?

Хирург

Выявляет хирургические проблемы – такие, например, как грыжи, водянка яичка. Также врач оценивает состояние яичек и крайней плоти на предмет формирования фимоза или баланопостита. При необходимости назначает лечение, в том числе и оперативное.

Ортопед

Выявляет нарушения осанки, склонность к искривлению позвоночника, плоскостопие. В случае выявления отклонений подбирается комплексное воздействие: массаж, лечебная физкультура, электрофорез и т.д.

Окулист

Необходимо пройти консультацию специалиста для определения остроты зрения. Также необходимо исключить косоглазие, близорукость, астигматизм. Важно провести обследование – осмотр сосудов глазного дна и диска зрительного нерва под воздействием атропина. При необходимости подбираются способы коррекции зрения (очки, операции, лекарственные препараты и т.д.).

Невролог

Оценивает состояние нервной системы и нервно-психическое развитие ребенка, наличие/отсутствие тиков, склонность к истерикам, гиперактивности, поведенческим нарушениям. Проверяет координацию ребенка и работу вестибулярного аппарата. В случае выявления проблем назначает комплексное лечение, включающее лекарственные препараты, физиотерапию (массаж, электрофорез и т.д.).

ЛОР-врач

Оценивает состояние носоглотки и горла, проконсультирует, с какими проблемами ребенок может столкнуться в детском саду (аденоиды, увеличение миндалин и т.д.). Рассказывает о способах профилактики аденоидов, при наличии патологий назначает лечение (препараты внутрь, орошения горла, промывание миндалин и т.д.).

Эндокринолог

Оценивает состояние эндокринной системы и анализ мочи на сахар (нужно сделать заблаговременно). При необходимости назначается коррекция гормонального фона.

Дерматолог

Оценивает состояние кожи (сыпь, лишай, шелушение, родинки, экземы, грибковые поражения, атопия). При обнаружении проблем доктор подбирает наружные средства, корректирует диету.

Стоматолог

Осматривает ротовую полость на наличие воспалений, правильности формирования уздечки, оценивает состояние зубов (кариес, прикус).

Психолог

Оценивает готовность ребенка к детскому саду, выявляет психологические проблемы. Дает рекомендации по адаптации к детскому саду.

Логопед

Консультирует детей старше трех лет, выявляя дефекты дикции, проблемы с речью, заикание. При наличии речевых расстройств ребенка направляют в специализированный детский сад.

Если в течение года до диспансеризации ребенок проходил кого-либо из этих специалистов с записью в карточку, то повторной консультации не требуется.

Анализы перед поступлением в детский сад

Помимо консультации специалистов, необходимо сдать ряд анализов:
– общий анализ крови и мочи;
– кровь на определение уровня глюкозы;
– кал на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз (действителен в течение 10-ти дней).

К результатам пройденных консультаций специалистов и анализов нужно приложить справку из поликлиники об отсутствии контактов с инфекционными больными за последнюю неделю.

Завершение диспансеризации

После того, как пройдены все специалисты и сданы все анализы, необходимо посетить педиатра еще раз – он выдаст медицинскую карту, с которой уже можно будет отправляться к медсестре в детский сад.

Важно!Заключение педиатра действительно всего три дня.


Принятие в детский коллектив – это волнительный миг, как для родителей, так и для ребёнка. Подготовить ребёнка к детскому саду необходимо до вступления в заведение.

Детский сад – это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребёнка. 

Из привычного мира семьи ребёнок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание малыша к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

В статье мы постараемся ответить на два базовых вопроса, которые возникают перед родителями при подготовке своего малыша к детскому саду.

1. Как максимально безболезненно для малыша пройти адаптационный период в детском саду?

Что касаемо вопроса, в каком же возрасте лучше отдать ребёнка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет и 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3-3,5 годам. 

Процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям принято называть адаптацией. Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1) Подготовительный этап

Подготовительный этап следует начинать примерно за 2-3 месяца до предполагаемого приёма ребёнка в садик. Задачей данного этапа является формирование стереотипов в поведении ребёнка, которые помогут ему приобщиться к новым для него условиям.

Прежде всего, речь идёт о следующих важных моментах:

  • Способ кормления. В детском саду малышу придётся есть самостоятельно, он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки.
  • Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, поскольку воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую.
  • Способ засыпания. Предполагается, что ребёнок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.
  • Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребёнок, тем лучше. Научите малыша мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.
  • Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребёнок умел пользоваться горшком.
  • Навыки общения. Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

2). Основной этап

Главной задачей является создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребёнке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

- Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребёнка только на прогулку – так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причём желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребёнка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами. Не следует оставлять ребёнка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1-2 часа в день.

- Ребёнка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

3). Заключительный этап

Ребёнок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон. В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем – аппетит, в последнюю очередь – сон.

2. О чём нужно говорить с ребёнком, готовя его к детскому саду?

1) каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребёнком, используя имеющиеся дома игрушки. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребёнку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой. 

Также, полезно будет рассказать ребёнку историю – «Сказку про детский сад», где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

2) заранее спланируйте прогулки на территории выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание малыша на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

3) с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

4) ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

5) расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

6) обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7) предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

8) важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

9) обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

10) будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

11) поддерживайте общение с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент детско-родительских взаимоотношений.

12) конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

13) с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.

Стоит помнить, что детский сад – это серьезный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша. А любое испытание – или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Способность ребёнка адаптироваться не только в детском саду – но и в любом социуме – в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш – отдельная личность, призванная прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придётся искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого.